С началом Великой Отечественной войны лесное производство Красноярского края значительно снизило темпы работы. Объемы вывозки древесины в 1945 г. составили 1997 тыс. м3, против 4361 тыс. м3 в 1940 г. Механизированная трелевка и вывозка леса составляли соответственно 9,6 и 15,6 % от соответствующих общих объемов. Низкий уровень механизации объясняется прежде всего тем, что имеющиеся механизмы были изношены, их часто приходилось ремонтировать, а запасных частей не хватало. Не хватало и горюче-смазочных материалов.
Для перевозки леса строились дороги. Дороги были зимние и летние. Они назывались конно-лесовозными. Устроены дороги были из шпал, на которые укладывались плахи в две колеи. Между колеями слали дощатый настил для лошадей. Зимняя дорога устраивалась изо льда и снега. У подростков было задание поддерживать дорогу в проезжем состоянии. Чтобы дорога дольше держалась, её нужно было поливать водой, очищать от снега.
Лесная промышленность Красноярского края приняла все меры для скорейшего выполнения военных заказов: изготовление авиабруска, лыж, ружейной болванки и других специальных изделий.
Красноярский деревообрабатывающий комбинат (далее ДОК) выпускал авиазаготовки, кузова радиостанций, детали к кузовам автомобилей, специальную тару и ящики для боеприпасов. Доковцы отчисляли денежные средства на постройку эскадрилий самолетов и танковых колонн, собирали теплые вещи для воинов, заботились о раненых, помогали семьям фронтовиков. В связи с выполнением военных заказов на комбинате изменилась технология многих процессов, потребовалось овладеть новыми специальностями, установить дополнительное оборудование, экономить электроэнергию, сырье и материалы. Более 300 работников ДОКа отправились на фронт.
В 1945 г. на базе ДОКа была основана школа фабрично-заводского обучения № 6. Студенты учились по 6 месяцев, по окончании училища получали профессии столяра, плотника, станочника, слесаря, электрика.
Для выполнения государственного заказа по производству лыж для фронта были привлечены Иланский промышленный комбинат, Красноярская мебельная фабрика и спеццех Маклаковского лесозавода треста «Севполярлес», который позже перешел на производство ящиков для противотанковых мин и выпуск деревянной части военных повозок. В Тюхтетском районе края действовала Двинская лыжная фабрика. Кроме лыж она также освоила производство дефицитного пихтового масла.
В самые тяжелые годы войны охотники Приангарья помогали отделам рабочего снабжения обеспечивать рабочих продовольствием. Они занимались охотой и свою добычу сдавали леспромхозам. Так, охотник-объездчик Богучанского леспромхоза по лицензиям добыл и сдал около 40 сохатых.
Однако условия работы на лесозаготовках и лесопилении с каждым годом ухудшались: техника приходила в негодность, новой не поступало, людей не хватало. Особенно тяжелое положение было на севере Красноярского края. Объемы лесозаготовок и лесопиления сокращались. Если в 1940 г. трест «Севполярлес» вывез 1080 тыс. м3 древесины, то в 1944 г. – лишь 353. В низовьях Енисея появились немецкие военные пароходы и подводные лодки. Они стремились потопить наш флот, сорвать перевозку грузов из Сибири в Европейскую часть страны и экспорт древесины за границу, уничтожить порт Диксон. В 1943 г. Северным морским путем ни одного кубометра древесины за пределы края вывезти не удалось. Не менее сложная обстановка была и в 1944 г.
Отечественная война приостановила развитие лесной промышленности. Лесорубы – сибиряки мужественно сражались с фашистскими захватчиками. Сотни работников лесной промышленности Красноярского края были награждены медалями и орденами «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.»
Использованы материалы книги Е.Ф. Елкина «Леса Красноярского края на службе человека», Красноярское книжное издательство, 1981 г. и интернет-энциклопедии Красноярского края. Фото – из открытых источников сети Интернет.